Этот всепогодный легкий самолет вертикального взлета (рис. 8) обладает наименьшими габаритами среди самолетов данного класса, может совершать посадку на любую неподготовленную площадку и летать в любых погодных условиях, исключая, объективно непреодолимые, например, ураган, град, тропический ливень и т. п.
Качества, необычные для легкого самолета, ему придают силовой гипермаховик, который служит источником энергии, одновременно обеспечивая егогиперстабилизацию на земле и в полете, и подъемно-тяговое устройство, традиционно называемое системой «винт-крыло», с адаптивным крылом и рассмотренной выше вихревой системой тяги.
Адаптивным крылом называется устройство, профиль которого принимает форму, близкую к оптимальной на каждом заданном режиме полета. Элементы адаптивного крыла автоматически отклоняются в зависимости от скорости и угла атаки, сохраняя плавность обводов внешней, а иногда и внутренней поверхностей. Управление элементами адаптивного крыла осуществляется встроенной автоматизированной системой
по некоторому закону, подобранному на основании расчета и экспериментальных исследований.
При этом появляется возможность минимизировать индуктивное сопротивление в крейсерском полете и снизить до минимума пики разрежения на передней кромке крыла, что предотвращает отрыв потока и потерю подсасывающей силы на больших углах атаки.
По аэродинамической компоновке рассматриваемый самолет представляет собой высокоплан с малоразмерным фюзеляжем 1, без хвостового оперения, но пластинами-килями 9, установленными непосредственно на адаптивном крыле 3. Размещенная на нем же по всему размаху и хорде энергетическая механизация отклоняет вниз струи воздуха от вихревых подъемно-тяговых устройств при взлете и посадке. Она не закрывается полностью в крейсерском полете, формируя плоскую вихревую пелену за крылом, что увеличивает его общую площадь. Это позволяет лететь на минимальном угле атаки, что в свою очередь обеспечивает достижение минимальных индуктивного и профильного сопротивлений крыла.
Устойчивость самолета при движении и стоянке на имеющемся у него одном колесе, также как и его сверхустойчивость в полете обеспечивается размещенным за пассажирской кабиной гипермаховиком, создающим гироскопический момент, достаточный для стабилизации самолета при любых реально возможных порывах ветра. .Он установлен с возможностью ограниченного качания относительно своей поперечной оси. Это позволяет изменять угол атаки самолета относительно плоскости вращения гипермаховика.
Указанные особенности обеспечивают квазивертикальный взлет (рис. 9) данного вихрелета. Под этим термином понимается вертикальный взлет на высоту создаваемой им воздушной подушки (1) с последующим перемещением над опорной поверхностью на этой высоте (2) или дальнейшим набором высоты с разгоном по горизонтали (3). Аналогично осуществляются крутое снижение (5) и бесконтактная посадка (6)
Подобный метод применялся ранее на автожирах с использованием инерции ротора. Однако последний не обладал запасом энергии, достаточным для длительного висения, а тем более перемещениея в горизонтальной плоскости для подбора посадочной площадки с воздуха. Эти недостатки отсутствуют у рассматриваемого легкого СВВП-вихрелета.