Предложенные НТЦ «Взлет» экологически чистые силовые установки позволяют расширить направления поиска оптимальных вариантов экологически чистых транспортных средств индивидуального пользования, для краткости, экомобилей, что отражено на обобщенной схеме их классификации (рис. 13).

рис. 13 Классификация экомобилей

Для массового экомобиля основным является выбор источника энергии. Реально можно ориентироваться на три указанных на схеме вида: внешний (зарядный) электрический ток, очищенное углеводородное топливо, солнечная энергия. Их потребителями, соответственно, являются три типа силовых установок, две из которых, — гипермаховик и парогазовая турбина рассмотрены выше, а разрабатываемые аккумуляторы для электромобиля общеизвестны. В сочетании с различными преобразовательными и исполнительными агрегатами, на их основе могут быть рассмотрены, в порядке перечисления на схеме, по крайней мере восемь типов экомобилей: гиромобиль, гидромобиль, аэромобиль, эндлисмобиль дубльмобиль, турбомобиль, симплмобиль и электромобиль.

Последний из них, на который уже свыше тридцать лет возлагают большие надежды, не случайно стоит в самом конце схемы. Это далеко не самое экологически чистое устройство, т.к. из-за малой скорости химических реакций в аккумуляторах невозможно даже в принципе поставить вопрос о рекуперации энергии. Следовательно, все тепловые потери электромобилей снова окажутся в окружающей среде. Зарядка батарей с выделением газов и паров кислоты не является экологически чистым процессом. Наконец, низкий ресурс и небольшая энергоемкость химических батарей требуют их частой замены и промышленной переработки, что при массовой эксплуатации также не улучшает экологическую обстановку.

Вообще, прежде чем разрабатывать перспективную технику, полезно, как говорилось выше, заглянуть в прошлое. На фотографиях (рис.14-А) показаны электромобили, которые, судя по тщательности отделки и рекламным надписям, были обычным явлением на улицах Лондона в конце прошлого века. В Лондоне появился также и предок гиромобиля — «гирокар», построенный русским инженером А.В.Шиловским(рис.14-В). По существу он представлял собой большой мотоцикл с бензиновым двигателем. Стальной маховик,

рис.14 Первые экомобили

размещенный под полом пассажирского салона, использовался только для стабилизации движения . Благодаря создаваемому маховиком гироскопическому эффекту, последний, сохранял устойчивость на двух, колесах даже при стоянке. Как отмечалось в газетах того времени, «гирокар нарочно ехал как можно медленнее, при этом пассажиры могли в движении меняться местами и даже соскакивать и садиться вновь безо всякого ущерба для устойчивости его движения».

К сожалению, этот экипаж не может быть признан прототипом для разработки, поскольку как и электромобили, современные и столетней давности, накапливал слишком мало энергии, чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию.